Новости
"Утром – деньги, вечером - стулья". Что не так со строительством глубоководного порта на Сахалине

Порт, который ждали, и деньги, которые ждут.
Восточное побережье Сахалина уже несколько лет живёт обещаниями о «мощном толчке для экономики». Ещё 27 сентября 2021 года губернатор Валерий Лимаренко радостно сообщил: найден инвестор для строительства Поронайского морского порта. Под камеру подписали соглашение — Газпромбанк и ООО «Многофункциональный грузовой район» (МГР) берутся за дело, сумма инвестиций — не менее 35 млрд рублей.

– Строительство морского порта на Сахалине станет очередным нашим крупным проектом на Дальнем Востоке. С вводом стратегически важного объекта объемы перевалки экспортных грузов увеличатся, а время доставки грузов для шельфовых проектов – сократится, – отметил первый вице-президент – начальник департамента инфраструктурных проектов и государственно-частного партнерства Газпромбанка Павел Бруссер.
– Это важный шаг в реализации проекта, который станет стратегическим для развития экономики Сахалина и всего Дальнего Востока. Также новый порт обеспечит материальную базу для развития судоходства в Тихоокеанском регионе, – добавил генеральный директор ООО «Многофункциональный грузовой район» Алексей Ферт.
В ПСО отметили, что создание порта будет проходить поэтапно в период 2022-2025 годов. Газпромбанк выступит кредитором и финансовым консультантом проекта.

Через два года, 22 декабря 2023-го, Правительство Сахалинской области громко анонсировало: в Макаровском районе появится первый на восточном побережье глубоководный порт. Ежегодно он будет переваливать до 14 миллионов тонн грузов. Общий бюджет уже вырос до 80 миллиардов рублей. Проект получил статус резидента ТОР «Южная», шли проектные и изыскательные работы.
Звучит как красивая история об уверенном движении вперёд. Но, как это часто бывает, реальность решила внести правки.
На сцену выходит Счётная палата и в свежем отчёте установила: Росморречфлот уже успел перечислить концессионеру — тому самому ООО «МГР» — капитальный грант в 3,964 млрд рублей. Деньги перевели в 2023–2024 годах. Проблема в том, что строительство не то, что не завершено — оно даже не начиналось. А деньги, как в лучших традициях отечественных инвестпроектов, спокойно лежат без движения уже больше года.
Добавим к этому, что по данным «СПАРК» у концессионера и его управляющей компании ООО «Синее море» весьма тревожные индексы финансового риска — 90% и 98% соответственно. Переводя с бюрократического на человеческий: есть все шансы, что к 11 ноября 2027 года, когда по контракту порт должен быть готов, мы увидим на месте стройки только ветер с моря и пару ржавых контейнеров.
Тем временем официальная риторика остаётся бодрой: порт в Поронайске — это рабочие места, налоги и рост экономики центральной части Сахалина. Инициатива идёт в рамках комплексного плана модернизации магистральной инфраструктуры, который, между прочим, реализуется по поручению Президента России.
Вопрос в том, что быстрее: инвестор возведёт порт или Счётная палата устанет писать отчёты о неэффективном использовании средств. Пока же многомиллиардный проект выглядит как классическая «стройка века», где века может и не хватить.
Автор: Родион Шестипятов.
Читайте нас в Telegram
Новости по теме:
Комментарии
Комментариев по этой новости еще нет, будьте первыми!
Авторизация