Новости
Роботы выходят на тротуары: в России готовят правила для курьеров будущего

Фото — Изображение сгенерированное нейросетью
В Минэкономику пришёл от «Яндекса» проект по ЭПР рободоставки.
Где-то в будущем — которое уже началось — среди пешеходов на тротуарах движется не спешащий пенсионер и не подросток с колонкой, а гулко гудящий, с квадратным «лицом» и QR-кодом на боку, — робот-курьер. И если раньше это выглядело как часть технопарка или PR-акции, то теперь — почти закон.
«Яндекс» запускает правовой эксперимент:
В России роботам-доставщикам планируют дать официальный статус — как новым участникам дорожного движения. Проект экспериментального правового режима (ЭПР), направленный в Минэкономики, предлагает узаконить присутствие этих машин на тротуарах, велодорожках и даже обочинах дорог. И речь не о футуризме, а о вполне конкретных шагах — 20 регионов, включая Москву, Петербург, Татарстан и Краснодарский край с Приморьем, могут вскоре увидеть рост числа этих автономных курьеров.
Новый житель улицы
По проекту, роботы:
- смогут двигаться по тротуарам со скоростью до 10 км/ч,
- по дорогам — до 25 км/ч,
- на пешеходных переходах — не быстрее 6 км/ч,
- будут обязаны «подчиняться» светофорам — как пешеходы и велосипедисты.
Каждый курьер-робот станет официальным субъектом движения — с номерами, QR-кодом, фарами и светоотражателями. Глядя на такой набор, кажется, что речь идёт не об автоматизированной тележке с пиццей, а о миниатюрном автомобиле. Только без водителя. И без ясного понимания, кто за него отвечает в случае ЧП.
Страховка на случай будущего
По новому регламенту роботы получат обязательную страховку на 500 тысяч рублей, на случай ДТП. При этом они не считаются транспортным средством, а значит, прежние нормы ответственности — не совсем к ним.
Юристы уже задаются вопросом: а что, если робот собьёт человека?
«Если есть пострадавшие, то наступает уголовная ответственность. Но если роботом управляет юрлицо, которое не может сесть в тюрьму (не привлекается к уголовной ответственности) — кого наказывать?» — говорит один из экспертов по транспортному праву.
Сегодня на эти вопросы нет ответа. Машина — не человек. Но и не просто инструмент: она едет, сканирует, решает, останавливается — сама.
Рядом с вами. Уже скоро
Размеры нового соседа по тротуару — до 120 кг и 110 см в длину. Это не просто коробка с колесами, это почти багажная тележка, которая будет маневрировать рядом с мамами с колясками, школьниками и пожилыми людьми. В Москве даже обозначат специальные стоянки для роботов — рядом с конструкциями для самокатов и велосипедов.
Внутри зданий, на перекрестках, по обочинам и у парков — роботы будут всюду. Они уже доставляют еду в университетских кампусах и деловые обеды в офисные центры. Теперь речь идёт о масштабировании — для этого и нужен новый правовой режим.
Общество: готово ли оно?
Противоречие остаётся: общество ещё не до конца приняло электросамокаты, а им уже на пятки катят автономные тележки. Что делать, если пешеход получит травму? Как быть, если робот внезапно заедет под колёса? Кто решит, кто виноват?
С одной стороны — прогресс. С другой — пока неустроенность.
«Мы видим будущее, в котором доставка станет умной, удобной и безопасной», — заявляют в «Яндексе».
Но общество пока осторожно присматривается: а не слишком ли быстро едет это будущее?
Когда роботы станут частью городской экосистемы, мы сможем сказать, что живём в будущем.
Вопрос в том, готовы ли мы к нему на уровне тротуара.
Автор Родион Шестипятов.
Читайте нас в Telegram
Комментарии
Комментариев по этой новости еще нет, будьте первыми!
Авторизация